«… Этот мир очарований, этот мир из серебра!»

Кульгина Анастасия, 11А, январь 2015г.

 

   Серебряный век условно датируется 1890-ми гг. – первым двадцатилетием XX века. Исследователи не могут прийти к единому мнению по поводу того, когда же именно закончился этот период развития русской литературы, однако никто из них не смеет отрицать значимость Серебряного века как для современников великих поэтов, так и для нас, потомков прекрасного.

   Но что именно подразумевает под собой это название? Это  творческий подъем в искусстве, культуре: поэзии, живописи, музыки, философии.  В лирическом искусстве Серебряный век включает в себя несколько основных литературных направлений: символизм, акмеизм, футуризм. С каждым из них связаны свои великие имена, и хотя бы одно из них знакомо любому человеку, даже тому, чьи интересы далеки от поэзии. Кто же не знает Анну Ахматову или Александра Блока? Неужели же кто-то ни разу не слышал про Сергея Есенина или Зинаиду Гиппиус? Говорить об этих поэтах и восторгаться их работами можно часами, а дискуссии о смысле стихов не имеют конца, ведь каждый находит в них что-то свое, близкое и видное только ему.

   О поэзии Серебряного века и вправду можно рассказывать долго, и даже вечности будет мало, чтобы уделить внимание всем мелочам. Хотелось бы показать теперь, как мы, современные школьники, увидели то, о чем говорили в своих стихах великие поэты прошлого, и как поэзию можно не только услышать, но и увидеть в наших видеороликах.

   К сожалению, размеры короткого вступления не позволяют сказать все, что хотелось бы, а для того, чтобы показать великолепие и разнообразие стихов, понадобятся сотни проектов. Поэтому мы решили выбрать для этой работы то, что зацепило нас сильнее всего, то, что оставило глубокий след в наших душах и рой мыслей в наших головах.

   Стихи – это музыка слов, и выстроить мелодию поэзии, которая приоткроет завесу тайны, окутавшей Серебряный век, хотелось бы так: начать с чарующих нот символизма, которые станут нашими проводниками на пути в мир иллюзий, добавить затем стремящийся к эстетическому совершенству в музыке и живописи акмеизм и, наконец, завершить композицию ярким крещендо футуризма, быстрого и порывистого, рассыпающегося на тысячи ярких искр. 

   Один из ярчайших, на наш взгляд, представителей символизма – К. Д. Бальмонт, и его стихотворение «Фантазия» как нельзя лучше подходит к общему названию направления. Каждый читатель поймет «Фантазию» по-своему и по-своему же истолкует ее смысл и скрытые между строк знаки и символы. Кто-то увидит зимний лес с оттенком мистики, а кто-то копнет глубже, увидит тревогу и печаль, тоску и страдание и, быть может, почувствует связь музыки стиха и мелодии великого А.Н. Скрябина (концерт для фортепиано с оркестром, fis-moll, ор. 20, ч.2)

   Акмеизм мы представляем двумя работами. Завораживающая картина африканской природы, бродящий подле озера жираф – вот что услужливо нарисует воображение каждого, кто читает строчки «Жирафа» Н.Гумилева. Но создатели видеоролика увидели и услышали в стихотворении не только экзотичность, но и великое чувство любви. Передать настроение, чувства нам помогает не только музыка, но и работа известного австрийского художника    Г. Климта «Поцелуй» . 

   Начало зимы, сад под окном, голые ветки, заглядывающие в окно, и пустые поля, и затянувшиеся тонким ледком вчерашние следы, и бледный тусклый лик солнца – все говорит о сердечной боли, о разлуке, расставании.  И еще больнее от того, что было счастье,  а сейчас только «острый крик отсталых журавлей» рвет сердце, поэтому прекрасная и грустная мелодия «Вокализа» (С.Рахманинов), рассказывающая о чем-то дорогом и близком, стала основой для восприятия и понимания стихотворения «Сад» Анны Ахматовой.

   Ну и, наконец, футуризм мы решили представить ярким водоворотом событий стихотворения «Увертюра», известного как «Ананасы в шампанском», пера И. Северянина. Future. Английское слово, означающее «будущее». Там, в будущем, ничто никогда не стоит на месте, все летит, все вертится, все меняется со скоростью света, все утопает в шуме и непрерывном гуле автомобилей и толп людей. Там, в будущем, миллиарды возможностей. И мазками слов И. Северянин нарисовал нам в этом стихотворении свое будущее. 

   Мы надеемся, что наша работа  откроет удивительный мир Серебряного века  ребятам  нашей гимназии на уроках литературы. 

Игорь Северянин

        Анна Ахматова 

        К. Бальмонт  

      Николай Гумилев

slovar34@yandex.ru

МОУ "Гимназия № 34"

г.Саратова